Дошкольный возраст – самый важный и ответственный период, когда происходит перестройка многих систем организма, период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития ребенка. Являясь биологической потребностью человека движения, служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащают новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физическая культура – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить – оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.
Работа по физическому развитию детей построена на основании образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». В часть, формируемую участниками образовательного процесса широко внедрена образовательная область «Здоровье», которая предусматривает профилактику заболеваний и оздоровление.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- накопление и обобщение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- воспитание культурно – гигиенических навыков
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
В детском саду применяются следующие формы физкультурно – оздоровительной работы:
1. Спортивные праздники и развлечения:
- эстафеты и конкурсы
- с использованием персонажей
- с подвижными народными играми
- участие в городских и районных мероприятиях
2. Физкультминутки
3. Закаливание
4. Индивидуальная работа
5. Спортивные игры и упражнения:
- плавание
- футбол
- бадминтон
- волейбол
- катание на санках
- скольжение по ледяной дорожке
6. Проведение оздоровительной гимнастики
7. Методическая работа
- изготовление спортивного инвентаря
- семинары и практикумы
- изучение спортивной литературы
- составление планов и программ
- оформление стендов
- работа с родителями
8. Дыхательная гимнастика
9. Пальчиковая гимнастика
10. Профилактика плоскостопия
11. Корригирующая гимнастика
12. Подвижные игры
13. Утренняя гимнастика
14. Ритмическая гимнастика
15. Неделя «Здоровья»
16. Непосредственно образовательная деятельность с учетом требований ФГОС
- интегрированный вид
- образно – игровой вид
- предметно – образный вид
- по сказкам и литературным произведениям
- ритмическая гимнастика в форме круговой тренировки
- эстафеты и соревнования
- по интересам
- на свободное творчество
- контрольный вид.
С целью более полного знакомства. С деятельностью детского сада по физическому развитию представляется программа оздоровления детей дошкольного возраста.
«Расти здоровым, малыш»
Программа оздоровления детей дошкольного возраста
Программа «Расти здоровым малыш» является инновационной разработкой коллектива детского сада №8 «Светлячок» в результате внедрения которой, детскому саду был присвоен статус «комбинированный».
В программе на первый план выдвигается задача оздоровления детей, посещающих образовательное учреждение.
Работа по оздоровлению ведется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и строится на принципах систематичности и последовательности.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения внимательно изучил и подобрал литературу для использования в практической деятельности.
В работе используются материалы из пособий Л.А. Обуховой и Н.А. Лемяскиной «Тридцать уроков здоровья для первоклассников, Л.В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Е.М. Белостоцкой,Т.Ф. Виноградовой и др. авторов «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет, В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления».
Основной целью программы является – оздоровление детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Задачи, вытекающие из цели, решаются коллективом совместно с родителями и при помощи медицинских работников детской поликлиники.
Содержание и структура программы
Программа состоит из следующих разделов:
- Актуальность вопроса оздоровительной работы в детском саду.
- Проведение оздоровительных мероприятий (ранний возраст, дошкольный возраст).
- Мониторинг достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы.
Актуальность вопроса оздоровительной работы в детском саду.
«Человеческое дитя – здоровое и развитое… это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни…» (В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров).
Взять за основу высказывания авторов пособия «Развивающая педагогика оздоровления» и изучив состояние здоровья детей, коллектив поставил цель – повысить уровень состояния здоровья детей и посещаемость за счет снижения заболеваемости. В связи с поставленной целью в программе обозначены следующие задачи:
- Осуществление физического, интеллектуального, психического, коммуникационного и эмоционального развития ребенка в ДОУ для обеспечения высокого уровня адаптации к обучению в школе.
- Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие.
- Реализация принципа развивающего обучения. Для этого разрабатываются дифференцированные формы организации учебно-воспитательной работы.
- Создание адаптивного ДОУ, работа в котором строится с учетом индивидуально-возрастных особенностей и личностных возможностей каждого ребенка.
- Создание положительного нравственно-эмоционального климата на основе использования нетрадиционных и игровых форм, методов работы с детьми, родителями, педагогами.
Проведение оздоровительных мероприятий.
Ранний возраст.
- Какое настроение преобладает: бодрое, уравновешенное, раздражительное.
- Какой аппетит у малыша: что любит есть, от чего отказывается.
- Как засыпает: быстро, медленно, спокойно, беспокойно.
- Владеет ли навыками опрятности: просится на горшок, тянет руки к воде при умывании, не сосет пустышку, вытирает нос платком.
- Охотно ли вступает в контакт со взрослыми и детьми.
Выявив особенности развития детей, для них создаются условия, способствующие оздоровлению и дальнейшему совершенствованию. Это следующие процедуры:
- Четкая организация теплового и воздушного режима помещения
- Рациональная, неперегревающая одежда
- Соблюдение режима прогулок
- Гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой
- Кратковременное хождение босиком по полу (во время подогрева температура должна быть не ниже +18 С)
- Правильная организация приема пищи
- Использование инновационных мероприятий при проведении сна
- Медицинский контроль за проведением оздоравливающих мероприятий
- Педагогическая оценка влияния процедур на состояние ребенка
Дошкольный возраст.
План оздоровительных мероприятий составлен на учебный год по месяцам.
Этапы проведения оздоровительной работы.
В результате проводимой в начале учебного года диагностики формируются группы здоровья детей, выделяется группа частоболеющих детей для проведения оздоровительной работы.
В группе здоровья больше, чем в остальных группах проводится коррекция различных заболеваний и органов.
Физкультурные минутки строятся на профилактике зрения, сколиоза, плоскостопия, слуха.
Закаливание ведется в течение всего пребывания в детском саду. Это воздушные ванны, обливание ног по Рижскому методу закаливания, игры с водой и т.д.
Примерно 1 месяц в течение учебного года в группе находится люстра Чижевского. Дети оздоравливаются очищенным воздухом.
Проводятся другие дыхательные упражнения в соответствии с возрастными особенностями детей .
Прогнозируемым результатом оздоровительной работы должно стать следующее:
- Сформированность у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
- Сформированность элементарных знаний, умений и навыков валеологического характера.
- Совершенство элементарных гигиенических и культурных навыков.
- Повышенная психоэмоциональная устойчивости дошкольников.
Также подводится итог заболеваемости детей в конце учебного года и сравнивается с началом.
Положительные результаты работы достигаются также путем преодоления трудностей среди членов коллектива и детей. Со взрослыми проводятся семинары, лекции, консультации. Детям объясняется значимость выполнения правил здорового образа жизни. По возможности обновляется и расширяется методическая и материально-техническая база.
Мониторинг достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы
В результате проводимой в начале учебного года диагностики формируются группы здоровья детей, выделяется группа частоболеющих детей для проведения оздоровительной работы.
В группе оздоровительной направленности больше, чем в остальных группах проводится коррекция различных заболеваний органов.
Физкультурные минутки строятся на профилактике зрения, сколиоза, плоскостопия, слуха.
Закаливание ведется в течение всего пребывания в детском саду. Это воздушные ванны, обливание ног по Рижскому методу закаливания, игры с водой и т.д.
Примерно 1 месяц в течение учебного года в группе находится люстра Чижевского. Дети оздоравливаются очищенным воздухом.
Проводятся другие дыхательные упражнения в соответствии с возрастными особенностями детей.
Прогнозируемым результатом оздоровительной работы должно стать следующее:
- Сформированность у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
- Сформированность элементарных знаний, умений и навыков валеологического характера.
- Совершенство элементарных гигиенических и культурных навыков
- Повышенная психоэмоциональная устойчивость дошкольников.
Также проводится итог заболеваемости детей в конце учебного года и сравнивается с началом.
Положительные результаты работы достигаются также путем преодоления трудностей среди членов коллектива и детей. Со взрослыми проводятся семинары, лекции, консультации. Детям объясняется значимость выполнения правил здорового образа жизни. По возможности обновляется и расширяется методическая и материально- техническая база.