Пятница, 03.05.2024, 16:32
Главная Регистрация
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Дошкольный возраст – самый важный и ответственный период, когда происходит перестройка многих систем организма, период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития ребенка. Являясь биологической потребностью человека движения, служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащают новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физическая культура – самая эффективная школа обучения движениям.  С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить – оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.

Работа по физическому  развитию детей построена на основании образовательных  областей «Физическая культура» и «Здоровье». В часть, формируемую участниками образовательного процесса широко внедрена образовательная область «Здоровье», которая предусматривает профилактику заболеваний и оздоровление.

Содержание образовательной области «Физическая культура»  направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

- накопление и обобщение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического  и психического здоровья детей

- воспитание культурно – гигиенических навыков

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

В детском саду применяются следующие формы физкультурно – оздоровительной работы:

1.  Спортивные праздники и развлечения:

- эстафеты и конкурсы

- с использованием персонажей

- с подвижными народными играми

- участие в городских и районных мероприятиях

2. Физкультминутки

3. Закаливание

4. Индивидуальная работа

5. Спортивные игры и упражнения:

- плавание

- футбол

- бадминтон

- волейбол

- катание на санках

- скольжение по ледяной дорожке

6. Проведение оздоровительной гимнастики

7. Методическая  работа

- изготовление спортивного инвентаря

- семинары и практикумы

- изучение спортивной литературы

- составление планов и программ

- оформление стендов

- работа с родителями

8.  Дыхательная гимнастика

9. Пальчиковая гимнастика

10. Профилактика плоскостопия

11. Корригирующая гимнастика

12. Подвижные игры

13. Утренняя гимнастика

14. Ритмическая гимнастика

15. Неделя «Здоровья»

16. Непосредственно образовательная деятельность с учетом требований ФГОС

- интегрированный вид

- образно – игровой вид

- предметно – образный вид

- по сказкам и литературным произведениям

- ритмическая гимнастика в форме круговой тренировки

- эстафеты и соревнования

- по интересам

- на свободное творчество

- контрольный вид.

С целью более полного знакомства. С деятельностью детского сада по физическому развитию представляется программа оздоровления детей дошкольного возраста.

«Расти здоровым, малыш»

Программа оздоровления детей дошкольного возраста

Программа «Расти здоровым малыш» является инновационной разработкой коллектива детского сада №8 «Светлячок» в результате внедрения которой, детскому саду был присвоен статус «комбинированный».

В программе на первый план выдвигается задача оздоровления детей, посещающих образовательное учреждение.

Работа по оздоровлению ведется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и строится на принципах систематичности и последовательности.

Коллектив дошкольного образовательного учреждения внимательно изучил и подобрал литературу для использования в практической деятельности.

В работе используются материалы из пособий Л.А. Обуховой и Н.А. Лемяскиной «Тридцать уроков здоровья для первоклассников, Л.В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Е.М. Белостоцкой,Т.Ф. Виноградовой и др. авторов «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет, В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления».

Основной целью программы является – оздоровление детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Задачи, вытекающие из цели, решаются коллективом совместно с родителями и при помощи медицинских работников детской поликлиники.

Содержание и структура программы

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Актуальность вопроса оздоровительной работы в детском саду.
  2. Проведение оздоровительных мероприятий (ранний возраст, дошкольный возраст).
  3. Мониторинг достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы.

Актуальность вопроса оздоровительной работы  в детском саду.

«Человеческое дитя – здоровое и развитое… это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни…» (В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров).

Взять за основу высказывания авторов пособия «Развивающая педагогика оздоровления» и изучив состояние здоровья детей, коллектив поставил цель – повысить уровень состояния здоровья детей и посещаемость за счет снижения заболеваемости. В связи с поставленной целью в программе обозначены следующие задачи:

  1. Осуществление физического, интеллектуального, психического, коммуникационного и эмоционального развития ребенка в ДОУ для обеспечения высокого уровня адаптации к обучению в школе.
  2. Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие.
  3. Реализация принципа развивающего обучения. Для этого разрабатываются дифференцированные формы организации учебно-воспитательной работы.
  4. Создание адаптивного ДОУ, работа в котором строится с учетом индивидуально-возрастных особенностей и личностных возможностей каждого ребенка.
  5. Создание положительного нравственно-эмоционального климата на основе использования нетрадиционных и игровых форм, методов работы с детьми, родителями, педагогами.

 

Проведение оздоровительных мероприятий.

Ранний возраст.

  1. Какое настроение преобладает: бодрое, уравновешенное, раздражительное.
  2. Какой аппетит у малыша: что любит есть, от чего отказывается.
  3. Как засыпает: быстро, медленно, спокойно, беспокойно.
  4. Владеет ли навыками опрятности: просится на горшок, тянет руки к воде при умывании, не сосет пустышку, вытирает нос платком.
  5. Охотно ли вступает в контакт со взрослыми и детьми.

Выявив особенности развития детей, для них создаются условия, способствующие оздоровлению и дальнейшему совершенствованию. Это следующие процедуры:

  • Четкая организация теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональная, неперегревающая одежда
  • Соблюдение режима прогулок
  • Гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой,  полоскание рта кипяченой водой
  • Кратковременное хождение босиком по полу (во время подогрева температура должна быть не ниже +18 С)
  • Правильная организация приема пищи
  • Использование инновационных мероприятий при проведении сна
  • Медицинский контроль за проведением оздоравливающих мероприятий
  • Педагогическая оценка влияния процедур на состояние ребенка

Дошкольный возраст.

План оздоровительных мероприятий составлен на учебный год по месяцам.

Этапы проведения оздоровительной работы.

В результате проводимой в начале учебного года диагностики формируются группы здоровья детей, выделяется группа частоболеющих детей для проведения оздоровительной работы.

В группе здоровья больше, чем в остальных группах проводится коррекция различных заболеваний и органов.

Физкультурные минутки строятся на профилактике зрения, сколиоза, плоскостопия, слуха.

Закаливание ведется в течение всего пребывания в детском саду. Это воздушные ванны, обливание ног по Рижскому методу закаливания, игры с водой и т.д.

Примерно 1 месяц в течение учебного года в группе находится люстра Чижевского. Дети оздоравливаются очищенным воздухом.

Проводятся другие дыхательные упражнения в соответствии с возрастными особенностями детей .

Прогнозируемым результатом оздоровительной работы  должно стать следующее:

  • Сформированность у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
  • Сформированность элементарных знаний, умений и навыков валеологического характера.
  • Совершенство элементарных гигиенических и культурных навыков.
  • Повышенная психоэмоциональная устойчивости дошкольников.

Также подводится итог заболеваемости детей в конце учебного года и сравнивается с началом.

Положительные результаты работы достигаются также путем преодоления трудностей среди членов коллектива и детей. Со взрослыми проводятся семинары, лекции, консультации. Детям объясняется значимость выполнения правил здорового образа жизни. По возможности обновляется и расширяется  методическая и материально-техническая база.

Мониторинг достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы

В результате проводимой в начале учебного года диагностики формируются группы здоровья детей,  выделяется группа частоболеющих  детей для проведения оздоровительной работы.

            В группе оздоровительной направленности больше, чем в остальных группах проводится коррекция различных заболеваний  органов.

            Физкультурные минутки строятся на профилактике зрения,  сколиоза, плоскостопия, слуха.

Закаливание ведется в течение всего пребывания в детском саду. Это воздушные ванны, обливание ног по Рижскому методу закаливания, игры с водой и т.д.

Примерно 1 месяц в течение учебного года в группе находится люстра Чижевского. Дети оздоравливаются очищенным воздухом.

Проводятся другие дыхательные упражнения  в соответствии с возрастными особенностями детей.

            Прогнозируемым результатом оздоровительной работы должно стать следующее:

  • Сформированность  у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
  • Сформированность элементарных знаний, умений и навыков валеологического характера.
  • Совершенство элементарных гигиенических и культурных навыков
  • Повышенная психоэмоциональная  устойчивость дошкольников.

Также проводится итог заболеваемости детей в конце учебного года и сравнивается с началом.

Положительные результаты работы достигаются также путем преодоления трудностей среди членов коллектива и детей. Со взрослыми проводятся семинары, лекции, консультации. Детям объясняется значимость выполнения правил здорового образа жизни. По возможности обновляется и расширяется методическая и материально- техническая база.